Золотые правила работы в Монтессори группе

«Никогда не помогайте ребенку, если он чувствует, что может справиться». 

Мария Монтессори

Ребенок выбирает себе работу сам

Воздержитесь от постоянных установок. Ребенок развивается здесь и сейчас. Мы не знаем, что ребенку нужно в этот момент, но одно знаем наверняка — он исследует этот мир, чтобы созидать. В маленьких детях нет деструктивной деятельности и злого умысла.

Занимается столько, сколько хочет

Каждый ребенок свободен работать с любым материалом размещенным в среде до тех пор долго, пока он обращается с ним уважительно. Он не может причинять вред материалу, самому себе или другим. 

После окончания работы материал приводится в порядок и возвращается на место

Ребенок приводит среду в порядок во время работы и после нее. Он ответственен за вытирание пролитого (после показа преподавателя). Он убирает рабочее место. Если он работал за столом, то задвигает свой стул. В группе «Вместе с мамой» — родитель убирает за ребенком рабочее место, если ребенок еще не в состоянии это сделать самостоятельно. Поддержание порядка должно быть чем-то естественным, что не вызовает отторжения. Достаточно всего лишь спросить: «Ты закончил? Это надо убрать на место», — и убрать, если ребенок по какой-то причине отказался. 

Уважительное отношение друг к другу, поддержка

Тихий разговор (не путать с шепотом) поддерживает комфортную рабочую атмосферу.  Все мы разные.  Принятие друг друга это тоже навык, которым должны обладать сами и помочь выработать детям. Поэтому в классе строго запрещено повышать голос, шлепать ребенка, наказывать его игнорированием, отвечать агрессией на агрессию. Относитесь корректно к своему малышу, не отвлекайте его от работы,  если он сконцентрирован, даже если есть необходимость переодеть, вытереть нос или покормить по часам. Все это можно сделать чуть позже, когда ребенок сам решит закончить свою работу. 

Ребенок не трогает работу другого (собирание пирамидки — тоже работа) и не нарушает ее каким-либо другим способом. Это обеспечивает безопасность работающему ребенку, возможность продолжать работу до ее завершения.

Ребенок никак не побуждается делиться с другим ребенком работой, которую он выбрал для себя. Щедрость развивается у ребенка по мере взросления и обретения самодостаточности. Если материалы адекватны, а основные правила соблюдаются, готовность делится приходит естественным путем, когда она возможна или необходима. Поддерживается правило очередности, если сразу несколько детей пожелали работать с одним материалом.

Комфортный зрительный контакт

Даже члены королевских семей опускаются на корточки или встают на колено, когда общаются с детьми. Это позволяет лучше слышать и понимать ребёнка, разговаривать с ним на одном уровне. Таким образом, Вы даете посыл вашему малышу, что он важен для Вас, и он начинает Вас внимательно слушать. 

Групповая работа не обязательна

Ребенок не обязан включаться в групповую работу. Его право — продолжать заниматься своей индивидуальной деятельностью во время групповых занятий. Ребенок не может прерывать общую работу, в которой он решил не участвовать, или как-то иначе ей мешать.

Ребенок свободен «ничего не делать»

Ребенок свободен «ничего не делать», до тех пор, пока он не мешает другим. Он может обучаться, наблюдая за работой других, или думать, или просто отдыхать. Чтобы он не делал, все подчинено исследованию мира, нарабатыванию навыков, проживанию определенного опыта. У малышей нет мнимой деятельности. Если кажется, что ребенок слоняется по классу, все трогает и не работает — то это его способ изучить пространство.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *